Новости Храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Тимашово
Боровского района Калужской области
Калужская Епархия
НА ПЕЛЬМЕНИ К БАТЮШКЕ, ИЛИ НЕ ЗРЯ ПРОЖИТЫЙ ДЕНЬ
Не так давно ученики кривской школы ездили в гости в храм в Тимашово. "А чем мы хуже?" - подумали учителя Обнинской свободной школы, загрузили семиклассников в машины и выгрузили возле Храма, белого, с синей крышей и золочёными куполами. Школьники обрадовались - всё лучше, чем за партой сидеть в субботу. Они еще не знали, что запомнят этот день надолго. А кто-то, возможно, и навсегда...Посудите сами. Многие сегодня за долгое время впервые переступили порог храма. У порога их встретили улыбающиеся тётеньки-прихожанки, которые рассказали, за что они любят свой храм. Потом о. Антоний умело завладел вниманием юной аудитории и научил, как помолиться в храме о своих близких.
Две девчонки стоят у канона. Не знают, что это. Объясняю, что здесь можно поставить свечку за умершего близкого человека. Говорят, у них, к счастью, нет таких.
"А прабабушки и прадедушки?" - спрашиваю.
"А что за них тоже можно??"
"Нужно!"
Уже день прожит не зря.
А о. Антоний берёт богослужебную книгу на церковно-славянском. Подзывает мальчишек, те подходят, не смея сопротивляться.
«Ну-ка, попробуй, прочитай,» - просит батюшка.
«Ммм..гггг…., не могу»
Со вторым и третьим – то же…
Только Миша, которого часто по воскресеньям вижу в храме, смог немного осилить…Мальчишки вдруг осознают, что язык своих предков знают куда хуже, чем английский…
Батюшка ведет ребят по церковному двору. Тут и географию окрестностей на уличной карте прокачали, и в мастерскую художника Прянишникова заглянули, а вот он сам сидит под клёном, смотрит на галерею своих картин и на храм. Я еще рассматриваю баранки в мастерской, а батюшка уже вещает что-то про материал, из которого изготовлен памятник.
Прямо по курсу под гирляндами из разноцветных флажков (отчего кажется, что солнечно, хотя день пасмурный) – две ледяные горки. Девочки хватают ватрушки и айда кататься. Мальчишки, съехав по разу, замечают баскетбольную площадку с кольцами. Откуда-то сразу возникают баскетбольные мячи, и мальчишки тоже при деле. И тут кто-то замечает в центре сада строение с надписью «Белкин дом».
«Чё, реально, белки? Живые?»
Через минуту вокруг толпа. Но белки привычные. Со стыдом осознаю, что биологию белок батюшка знает лучше моего и отдаю ему приоритет в ответах на вопросы ребят.
А в уютной бревенчатой трапезной нас поджидают тётушки-хозяюшки.
Батюшка читает «Царю Небесный». Предстоящее нам дело хоть и земное, но благое. Достаем привезенное мясо трех сортов и под чутким руководством сотрудниц трапезной и лично о. Антония всем классом по очереди дети крутят фарш. То есть, крутит-то электромясорубка, но обеспечивают ее работу дети. Процесс всех завораживает.
Чистят и режут лук. Кто-то впервые, кажется, узнал, что такое «горе луковое». День определённо прожит не зря.
Добрые натруженные руки ловко заворачивают в кружок теста фарш.
«Это же вареник!» - узнают девочки.
«А если вот так?» - руки сворачивают «вареник».
«Теперь пельмень!»
И теперь уже сорок детских рук превращают вареники с пельмени. Кто-то отрабатывает совершенство формы, кто-то изобретает новую.
«Сколько налепите – столько и поедите» - слышно наставление. Сорок рук увеличивают производительность.
Вода в огромных кастрюлях на плите кипит, готовая принять изделия. Ребята протирают столы, и рабочий цех по лепке пельменей снова превращается в столовую. «Трапезную», так говорят в храме. Перед едой православные люди читают «Отче наш». Который они знают, как хороший школьник таблицу умножения.
И вот дымящиеся миски с пельмешами уже плывут над головами, причаливая в центр стола. Пельмени удивительно вкусны, даже без кетчупа и майонеза, хотя куда ж без них. Все проголодались, лопают за обе щёки.
«Спасибо, вкусно!» - говорят наши вежливые дети.
«Да вы ж сами так приготовили»! - отвечают им взрослые.
За столами гомон, хотя все жуют. Но и говорить успевают.
«Не порядок, пищу принимать надо уважительно» - говорит батюшка.
Все замолкают. И батюшка берет слово. Продолжительное. Мудрое. Доброе. Батюшка точно знает, «что такое хорошо, и что такое плохо». Ему это знание досталось
от многих поколений мудрых предков, сумевших прожить свою жизнь не зря…Да он и сам, наставник прихожан, муж и отец шестерых детей кое-что понимает жизни. Говорит просто, по-домашнему. «А сейчас я вам еще такую историю расскажу…» И вопросы задаёт. И наши – отвечают. Ученик, сидящий на уроках на задней парте с отсутствующим видом, такую глубину в мыслях выказывает, что я начинаю понимать: «не инфузориями едиными…». Да он, к слову, и трудился больше всех. Девчонки! Вот когда надо парня себе присматривать!
Батюшка спрашивает каждого о впечатлениях.
«Понравились пельмени и вообще всё» - ответ самый популярный.
А еще и такие были: «Простите за банальность, но труд действительно объединяет!».
«Вот сейчас кое-кто будет смеяться, но то, что батюшка говорит – это реально жиза!»
Старшее поколение напрягается. Мы не особо понимаем, чем «жиза» отличается от «шизы», но нас просвещает молодое поколение. Жиза – это жизнь!
«Учёба – это не только школа. Мы сегодня с вами тоже учились!» - это от Ирины Владимировны Светловой. Научились лепить пельмени. И чему-то еще, я уверена.
Я лично пельмени лепить умею. Я вот чему научилась. Человек может быть разным в разных ситуациях, за партой один, в храме – другой, за мясорубкой – третий…
Покидаем территорию храма, гостеприимного батюшку и его помощниц. Спасибо вам всем! Я верю, что сегодняшний день прожит не зря. Теперь каждый наш семиклассник может порадовать семью в воскресенье вкусным самолепно-пельменным обедом. Но главное не это. Главное, теперь, они знают, храм – это место, где тихо. Спокойно. Где тебя ждут. Где Свет. Где Жизнь. Куда можно вернуться.
Светлана Беэр (Панкова)